Комментарии
К Семейному Кодексу РФ
К Гражданскому Кодексу РФ
К Трудовому Кодексу РФ






Постатейный комментарий к семейному кодексу российской федерации

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Комментарий к статье 122

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном, региональном и федеральном уровнях. Механизм организации учета таких детей регламентирован Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ. Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют в нашей стране органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления — районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрации. Их работники выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Для защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принятие органами опеки и попечительства своевременных мер по их выявлению. Выявление таких детей является непосредственной должностной обязанностью работников органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей.

Кроме того, в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон также обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Таким образом, не только близкие родственники ребенка, но и жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.

Однако предусмотренная п. 1 настоящей статьи обязанность не предполагает прямых юридических санкций (негативных последствий за неисполнение указанной обязанности), поэтому ее следует рассматривать как форму должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

На практике встречаются случаи, когда сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей из-за болезни, отъезда в длительную командировку и других уважительных причин, могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Часть 2 п. 1 комментируемой нормы устанавливает, что органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование условий жизни ребенка для проверки достоверности полученной информации о факте отсутствия попечения его родителей или родственников, а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения — выявить других его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости — должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.

После этого данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы (на основании, установленном Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919) и принимаются меры по его устройству.

2. Пункт 2 настоящей статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений социальной защиты (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в семидневный срок в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

3. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства направляет сведения об этом ребенке одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).

В течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. В целях оперативного учета детей, подлежащих усыновлению, разработана специальная компьютерная программа. Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне и должен быть определен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка) по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет (ст. 124 СК).

Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством РФ и утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».

Многие вопросы, связанные с постановкой на учет детей, компетенцией органов опеки, регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». Постановлением N 919 предусмотрено, что «централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется Министерством образования РФ».

4. В случае несообщения таких сведений или нарушения установленных законом сроков их представления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), представления заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители указанных учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (ст. 19.7 КоАП РФ).

Назад | Оглавление | Читать дальше


© 2009-2024 Ваш юрист
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru