Комментарии
К Семейному Кодексу РФ
К Гражданскому Кодексу РФ
К Трудовому Кодексу РФ






Постатейный комментарий к семейному кодексу российской федерации

Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

Комментарий к статье 124

1. В соответствии с п. 1 настоящей статьи усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновленным соответственно может быть только несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет. Семейный кодекс РФ, так же как и Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., признает только усыновление несовершеннолетних. Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления считается обеспечение ребенку воспитания в семье. В законодательстве содержится ссылка на то, что не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном ст. 27 ГК РФ, или приобретший полную дееспособность в результате вступления в законный брак.

2. Заботясь о законных интересах усыновляемых, п. 2 комментируемой нормы устанавливает правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому поводу даны разъяснения в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 9: «Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении их заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)».

3. В соответствии с российским законодательством в отношении усыновителей предпочтение отдается гражданам России и проживающим на территории России, а также родственникам (независимо от гражданства и места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами. Законодатель исходя из интересов детей — граждан Российской Федерации устанавливает приоритеты усыновителей, следуя в этом вопросе ст. 21 Конвенции о правах ребенка, в которой возможность передачи детей в другую страну связывается только с отсутствием условий усыновления в стране происхождения.

Пункт 3 настоящей статьи развивает положение ст. 122 СК РФ и п. 6 Порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919. В соответствии с указанными нормами гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами ее территории, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, которые могут быть переданы им на усыновление, предоставляются только по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. Этот срок не может быть сокращен или увеличен в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья или других обстоятельств. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты на ребенка, оставшегося без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения), копия которой направляется в исполнительный орган субъекта РФ и Министерство образования РФ для постановки ребенка на региональный и федеральный учет.

Исходя из установленных в законе правил представляется, что необходимыми доказательствами возможности усыновления детей для иностранных граждан, а также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за границей, являются: а) документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей; б) истечение 3-месячного срока со дня постановки на такой учет; в) документы, подтверждающие невозможность (с указанием конкретных мер, предпринятых по устройству) его передачи на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью) российским гражданам, постоянно проживающим в России, или на усыновление родственникам ребенка независимо от их гражданства и места жительства. Указанные документы, выданные Министерством образования РФ, представляются в суд органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка одновременно с заключением этого органа.

Назад | Оглавление | Читать дальше


© 2009-2024 Ваш юрист
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru