Комментарии
К Семейному Кодексу РФ
К Гражданскому Кодексу РФ
К Трудовому Кодексу РФ






Постатейный комментарий к семейному кодексу российской федерации

Статья 165. Усыновление (удочерение)

Комментарий к статье 165

Иностранное усыновление (т. е. усыновление иностранцами или лицами без гражданства российского ребенка или усыновление иностранного ребенка россиянами на территории РФ) в соответствии с п. 1 ст. 2 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г., специально посвященной вопросам международного усыновления (в ней употребляется термин «иностранное усыновление», в целом идентичный термину «международное усыновление»), имеет место, «когда ребенок, постоянно проживающий в одном государстве (»государство происхождения«), переехал, переезжает или должен переехать в другое государство (»принимающее государство«), либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения». Положения Конвенции нашли отражение в российском законодательстве и, в частности, в комментируемой статье 165 СК РФ. Однако ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия Семейного кодекса 1996 г., т. к. некоторые положения были введены в него впоследствии путем принятия внутригосударственных актов.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в целом ряде международных документов. В частности, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной Резолюцией ООН от 3 декабря 1986 г., и Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. (ст. ст. 20, 21), усыновление признается в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Этими документами международного права также закрепляется отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства; говорится о необходимости того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении; устанавливается запрет на то, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами. Все эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены впоследствии положениями Гаагской конвенции.

Российская Федерация заключила ряд международных договоров, касающихся вопросов усыновления, с зарубежными государствами. Среди них: Договор между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996, содержащий ст. 30 «Усыновление» и вступивший в силу для России 18.01.2002; Договор РФ и Республики Мали о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписание которого состоялось 31 августа 2000 г. в г. Москве (содержит ст. 33 «Усыновление»); Договор РФ и Республики Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, подписание которого состоялось в Гаване 14 декабря 2000 г. (ст. 28 «Усыновление»); Консульский договор между РФ и КНР, ратифицирован Россией ФЗ от 11.03.2003 N 31-ФЗ, и некоторые другие. В соответствии с нормами российского и международного права регламентация усыновления должна осуществляться в соответствии с правилами того или иного договора (соглашения) между договаривающимися сторонами (государствами), а при отсутствии такового — в соответствии с правилами СК РФ.

1. Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления (удочерения) детей — граждан Российской Федерации как гражданами Российской Федерации, проживающими в РФ или постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Правовую основу регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства прежде всего составляет Конституция РФ, содержащая основополагающие положения по регулированию семейных отношений. Так, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ провозглашает, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Аналогичное правило, касающееся лиц с двойным гражданством, закреплено в ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Следовательно, в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются так называемым «национальным режимом». То есть им предоставляется тот же правовой режим, какой существует для российских граждан. Однако это общее положение имеет исключения. В связи с этим усыновление ребенка — российского гражданина иностранцем допускается лишь при определенных условиях, предусмотренных Семейным кодексом РФ (статей 165, 124 — 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133), который также составляет правовую основу регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с коллизионной нормой п. 1 комментируемой статьи об усыновлении, усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей должно производиться российским судом в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель или по законодательству государства, на территории которого усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении, удочерении (об их отмене). Здесь действует правило применения семейного законодательства страны гражданства. Однако в результате применения законодательства иностранного государства не должны нарушаться интересы обладателя неимущественных и имущественных прав, являющегося российским гражданином. Таким способом Семейный кодекс РФ предусматривает дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов усыновляемого ребенка. То есть при усыновлении иностранными гражданами ребенка — российского гражданина — должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого.

Таким образом, по общим правилам, если усыновители — граждане США, то порядок усыновления (или его отмены) должен соответствовать, в первую очередь, требованиям, предъявляемым к усыновителям законом об усыновлении соответствующего штата США (в Америке нет федерального законодательства об усыновлении). Данная норма, в частности, созвучна положениям Гаагской конвенции от 29 мая 1993 г. И хотя Гаагская конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, в п. 1 ст. 165 СК РФ указывается на необходимость при международном усыновлении учитывать положения Международного договора Российской Федерации о международном сотрудничестве в области усыновления детей, т. е. в любом случае имеет место стремление следовать общепризнанным нормам международного права.

Аналогичный коллизионный принцип применения права страны гражданства усыновителя при усыновлении иностранных детей принят в законодательстве многих иностранных государств: в первую очередь государств — членов СНГ — Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ст. 37), Австрии (Закон о международном частном праве 1978 г.), Турции (Закон 1982 г.), а также во всех договорах России о правовой помощи, где решаются вопросы усыновления.

Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, могут предоставляться кандидатам в усыновители лично либо высылаться им (при наличии соответствующей возможности) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте.

В соответствии с СК РФ все действия по подбору ребенка на усыновление должны осуществляться непосредственно кандидатами в усыновители, так как любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

К заявлению кандидатов в усыновители прилагаются заключение компетентного органа страны кандидатов о возможности быть усыновителями, условиях их жизни, информация о семье усыновителей, так называемое «home-study». К заключению прилагаются копия выданной этой организации лицензии на осуществление ее деятельности и документ компетентной организации страны об обязательстве осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Особенность реализации семейных отношений по усыновлению с участием иностранных граждан и лиц без гражданства заключается и в том, что в разных странах компетентные органы — разные. Единственным условием является то, что это в обязательном порядке — государственные органы (органы записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, суд).

Усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России, производится российским судом с соблюдением как норм гл. 19 СК РФ, регламентирующих общие положения об усыновлении, так и норм комментируемой ст. 165 СК РФ, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при таком усыновлении праве.

По действующему законодательству ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет российское гражданство. Оно (гражданство) может быть прекращено по ходатайству усыновителей при условии, что ребенку будет предоставлено гражданство государства, гражданином которого является усыновитель (ст. 29 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»).

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (лицами без гражданства), вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения — дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда их в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов. В них указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Здесь также следует руководствоваться и Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275, которым утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до выезда из России через Департамент консульской службы МИД РФ. Сведения о поставленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте делается соответствующая отметка.

В случае усыновления на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, при обращении в суд с заявлением необходимо представить все документы, требующиеся для установления усыновления ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. Необходимо также дополнительно согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором Российской Федерации.

Документы, выданные за границей и представленные заявителями в суд, требуют консульской легализации, то есть должны быть удостоверены консульством России на территории того государства, органами которого они выданы, если только иное не установлено международным договором, участником которого является Россия. Освобождение от консульской легализации иностранных документов предусмотрено, в частности, Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г., ратифицированной Россией в 1992 г., Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., ратифицированной Россией в 1994 г.

В этих случаях документы удостоверяются компетентным органом страны, которым они были подготовлены, посредством проставления на каждом документе «апостиля».

Документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидата в усыновители либо в органах нотариата на территории Российской Федерации.

За нотариальное удостоверение таких документов госпошлина не взыскивается.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

В случае усыновления (удочерения) детей — граждан РФ на российской территории лицами, хотя и являющимися иностранцами или лицами без гражданства, но состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, применяется порядок усыновления, предусмотренный Семейным кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным соглашением.

2. Если в результате произведенного усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами, то в соответствии с п. 2 настоящей статьи такое усыновление независимо от гражданства усыновителя не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Исходя из принципа всемерной защиты прав ребенка п. 2 ст. 125 Семейного кодекса РФ был дополнен Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, который предусматривает контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. Порядок его осуществления регламентируют соответствующие Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 275.

В соответствии с указанными Правилами дети, переданные на усыновление (удочерение) иностранным гражданам и лицам без гражданства, подлежат постановке на учет в консульском учреждении Российской Федерации в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителя. Это учреждение в конце календарного года направляет в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информирует его о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

3. В действующем законодательстве РФ наряду с возможностью усыновления ребенка — гражданина Российской Федерации на территории РФ п. 3 комментируемой статьи предусмотрена также возможность усыновления детей — граждан РФ, постоянно проживающих на территории другого государства (за границей). Усыновление (удочерение) детей — граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных государств, с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление признается в России действительным при наличии следующих условий:

— если оно произведено в отношении российского ребенка, постоянного проживающего за границей;

— если оно произведено компетентным органом государства, гражданином которого является усыновитель;

— если на усыновление получено предварительное разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу.

Порядок оформления документов для такого усыновления предусмотрен п. 43 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. N 917 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам».

Назад | Оглавление | Читать дальше


© 2009-2024 Ваш юрист
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru