Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
Комментарий к статье 3
1, 2. С принятием СК РФ 1996 г. регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами.
Пункты 1, 2 настоящей статьи конкретизируют положение Конституции РФ о том, что семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В состав семейного законодательства наряду с СК РФ входят также другие федеральные законы и законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК РФ. Законы субъектов РФ разрешают вопросы, как отнесенные к их ведению СК РФ (например, о снижении брачного возраста), так и непосредственно СК РФ не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и определены в самом СК РФ.
Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса, содержащего основные нормы, регулирующие отношения в семье между ее членами, а также изданных в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К примеру, источниками семейного права на федеральном уровне являются такие Федеральные законы, как:
— ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г.) от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ;
— ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. от 25 октября 2001 г.) от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ;
— ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.) от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ и др.
К основным федеральным подзаконным актам в области семейного права относятся и указы Президента Российской Федерации. Они имеют либо комплексный характер, либо определяют концептуальные подходы к решению проблем в семейно-правовой сфере. Таким, например, был Указ от 15 января 1998 г. N 29 «О президентской программе Дети России на 1998 — 2000 г.».
К положениям, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, относятся:
— установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК);
— выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК);
— присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК);
— организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без по печения родителей (п. 2 ст. 121 СК);
— определение дополнительных по сравнению с Семейным кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК);
— установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).
Вторую группу законов субъектов РФ составляют те, в которых предусматривается регулирование семейных отношений, не относящихся к сфере регламентации норм Семейного кодекса. Например, определение источников финансирования социальной поддержки детей органами местного самоуправления.
Безусловно, большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют также руководящие указания Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения нормативного прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих сомнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуются в официальном Бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.
3. В п. 3 комментируемой статьи рассматриваются постановления и распоряжения Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК РФ по многим аспектам регулирования семейных отношений в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ, другими законами, указами Президента РФ.
Так, например, Постановлениями Правительства РФ утверждены Положение о приемной семье (согласно ст. 151 СК РФ), Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, и другие базовые правила. Правительством РФ принимаются также акты по вопросам организационно-распорядительного или финансового характера.
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
Семейные отношения регулируются и некоторыми актами органов местного самоуправления, но опять же при условии, что они соответствуют указаниям Семейного кодекса о полномочиях субъектов РФ в области семейного права. Например, эти акты могут касаться распределения средств муниципального бюджета.
Назад |
Оглавление |
Читать дальше
|