Комментарии
К Семейному Кодексу РФ
К Гражданскому Кодексу РФ
К Трудовому Кодексу РФ






Постатейный комментарий к семейному кодексу российской федерации

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Комментарий к статье 54

1. Ребенком в соответствии с п. 1 настоящей статьи признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует норме ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., согласно которой «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Российским гражданским законодательством предусматривается возможность признания ребенка полностью дееспособным еще до достижения совершеннолетия (например, в случае признания подростка эмансипированным на основании ст. 27 ГК РФ). Однако эмансипация несовершеннолетнего на его права ребенка как субъекта семейных правоотношений не влияет (за исключением права на защиту своих интересов в суде в порядке п. 1 ст. 56 СК). Таким образом, по общему правилу, до достижения совершеннолетия ребенок имеет только права; у него нет семейно-правовых обязанностей. Единственное исключение составляет случай вступления в брак ранее восемнадцати лет (в установленном законом порядке).

2. Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в п. 2 комментируемой нормы. Рассматриваемое право заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку именно в семье ребенок, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений, закрепленных в п. 3 ст. 1 настоящего Кодекса, относится приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Право знать своих родителей непосредственно связано с правом жить и воспитываться в семье. Согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. Иначе обстоит дело в случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен. В подобных ситуациях право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют прежде всего его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав.

До настоящего времени остается открытым вопрос о соответствии тайны усыновления и тайны биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения праву ребенка знать своих родителей.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, всестороннее развитие, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считаются всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.

Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями также закреплено в п. 2 комментируемой статьи. Этим правом обладает ребенок даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

Исключением из общего правила о праве ребенка на совместное проживание с родителями являются случаи, когда это противоречит интересам ребенка. Например, если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 713 от 17 июля 1995 г., устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ч. 1 ст. 65 СК РФ).

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, приоритетной формой воспитания также является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя).

Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения (ст. 123 СК).

Назад | Оглавление | Читать дальше


© 2009-2024 Ваш юрист
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru