Статья 65. Осуществление родительских прав
Комментарий к статье 65
1. Законом установлено, что при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. К примеру, если родители не занимаются воспитанием ребенка, не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени, то, следовательно, тем самым родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении всех родительских прав и обязанностей, закрепленных в настоящем Кодексе.
Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. В категорической форме не должна допускаться эксплуатация детей родителями, под которой понимается выходящее за рамки допустимого в семейной педагогике использование труда ребенка. Нарушение родителями этих правил может привести к лишению родительских прав, а также отмене усыновления (для усыновителей), опеки (опекунов), расторжению договора о передаче ребенка на воспитание в семью (для приемных родителей). Кроме того, за подобные правонарушения родители (и лица, их заменяющие) могут привлекаться к ответственности, предусмотренной законом: административно-правовой — ст. 5.35 КоАП РФ, гражданско-правовой — ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ, семейно-правовой — ст. 69 СК, уголовной — ст. 156 УК и др.
2. По общему правилу п. 2 настоящей статьи все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Поскольку родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в разных формах. Так, оба супруга могут лично выразить желание на обучение ребенка в конкретном учебном заведении, но желание может быть выражено и одним супругом с предварительным согласием другого. Возможна и другая ситуация, когда один из родителей выражает желание на прохождение обучения ребенком в определенном учебном учреждении с молчаливого одобрения другого родителя.
Безусловно, в процессе воспитания ребенка невозможно избежать разногласий между родителями по поводу методов и способов воспитания ребенка. Они могут носить поверхностный характер и разрешаться родителями самостоятельно путем предоставления взаимных уступок и достижения договоренностей. Иначе дело обстоит с более серьезными конфликтами, когда родители непримиримы в позициях по поводу воспитания ребенка. В таких ситуациях нормы Семейного кодекса предоставляют родителям право обращаться для разрешения возникшего конфликта в органы опеки и попечительства или в суд. При этом следует учитывать, что в силу предоставленных законом полномочий органы опеки и попечительства могут лишь рекомендовать родителям тот или иной способ разрешения сложившейся ситуации. Если же возникшие между родителями разногласия переросли в спор о праве, родителям предоставлена возможность для разрешения конфликта обратиться в суд.
Разрешение судами споров, связанных с воспитанием детей, способствует обеспечению охраны прав детей и родителей, повышению ответственности родителей за надлежащее воспитание детей, пресекает использование родителями прав в противоречии с интересами детей, является одной из мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
3. В соответствии с п. 3 настоящей статьи место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом суд принимает во внимание привязанность ребенка (детей) к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). Немаловажным условием для определения места жительства ребенка с одним из родителей является непосредственное участие родителя в осуществлении надлежащего ухода за ребенком, его воспитании и т. д. Разрешая такие дела, суд исходит исключительно из интересов ребенка и передает его тому из родителей, кто по своим моральным качествам, сложившимся отношением с ребенком и всей обстановке жизни может создать наиболее благоприятные условия для его воспитания. При этом обязательно учитывается мнение ребенка, достигшего 10 лет.
На практике наиболее часто встречаются споры бывших супругов — родителей об определении места жительства ребенка. Несмотря на равенство прав родителей, закрепленное российским законодательством, суд в большинстве случаев определяет место жительства ребенка (детей) с матерью. Однако не следует принимать сложившуюся судебную практику за аксиому. Имущественное положение родителей также не является основополагающим фактором при определении места жительства ребенка. Нередки случаи, когда, несмотря на существенную разницу в сумме доходов родителей, суд определяет место жительства ребенка с родителем, имеющим меньший размер доходов по сравнению с другим супругом, принимая во внимание лишь то, кто может уделять ребенку больше внимания, обеспечивать надлежащий уход за несовершеннолетним ребенком и обеспечивать полноценное воспитание.
Неотъемлемым участником по спорам о детях в судебном процессе являются органы опеки и попечительства, а именно — специалист по охране прав детей. Следует также учесть, что акт обследования жилищных условий несовершеннолетнего ребенка, а также родителей может быть проведен еще до судебного разбирательства.
Назад |
Оглавление |
Читать дальше
|