Комментарии
К Семейному Кодексу РФ
К Гражданскому Кодексу РФ
К Трудовому Кодексу РФ






Постатейный комментарий к семейному кодексу российской федерации

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Комментарий к статье 77

1. Комментируемая статья, в отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке, предусматривает административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. Органы опеки и попечительства наделены правом немедленного отобрания ребенка у названных лиц при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка. Помимо непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, правовым основанием незамедлительного отобрания ребенка у родителей или лиц, на попечении которых он находится, является постановление (распоряжение) органа местного самоуправления.

На практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно. В силу этого настоящая статья предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей в административном порядке органом опеки и попечительства до принятия судом решения о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих обстоятельствах:

1) в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т. п.);

2) при вынесении органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.).

Следует отметить, что данный акт исполняется органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно не только у родителей, но и у лиц, заменяющих ему родителей:

— опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п. 3 ст. 39 ГК);

— приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК);

— усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. ст. 141 — 142 СК).

2. В соответствии с п. 2 рассматриваемой статьи орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка прокурора. Это связано с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. ст. 26 — 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

При отобрании ребенка у родителей (или лиц, их заменяющих) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство как носящее временный характер возможно прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В указанных учреждениях ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иные учреждения (воспитательное учреждение, школу-интернат, дом (базу) отдыха, санатории и т. п.). Также ребенок может быть передан и родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Кроме того, в целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 настоящей статьи установлена обязанность органа опеки и попечительства в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Назад | Оглавление | Читать дальше


© 2009-2024 Ваш юрист
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru