Комментарии
К Семейному Кодексу РФ
К Гражданскому Кодексу РФ
К Трудовому Кодексу РФ






Постатейный комментарий к семейному кодексу российской федерации

Предисловие

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ,
от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ,
от 03.06.2006 N 71-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Необходимость написания подробного комментария к Семейному кодексу продиктована не только особой значимостью семейных отношений в жизни каждого из нас, но и принятием ряда новых актов, направленных на укрепление российской семьи. На современном этапе развития российского государства и общества особое внимание уделяется проблемам российской семьи и демографии.

Приоритетные национальные проекты, которые реализует сейчас наша страна, касаются всех жителей России. Они направлены на решение социальных проблем каждой семьи, среди них: доступное и комфортное жилье, качественное образование, современное здравоохранение.

29 декабря 2006 года Президент РФ Владимир Путин подписал ключевой Закон из пакета мер по поддержке социальной сферы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Закон о материнском капитале), который призван стимулировать рождаемость.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года большинство молодых семей в РФ имеют только одного ребенка. Так, из всех семей, в которых есть дети моложе семи лет:

— семьи с одним ребенком составляют 85,7 процента семей;

— двоих детей имеют только 13 процентов семей;

— троих и более детей — всего 1,3 процента.

Согласно новому Закону с 1 января 2007 г. после рождения (или усыновления) второго ребенка и последующих детей семье на основании именного документа — государственного сертификата — предоставляются дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, размер которого составляет 250 тысяч рублей. Аналогичную сумму может получить и семья (либо отец), усыновившая второго (или последующего) малыша. Семья сможет воспользоваться этими средствами не ранее чем через три года после рождения (усыновления) малыша. Мать (либо отец) и ребенок должны быть гражданами России, и мать не должна быть лишена родительских прав в отношении предыдущих детей.

Средства федерального бюджета, направляемые на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, будут зачисляться в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Федеральным законом определяется круг лиц, имеющих право на указанные меры государственной поддержки, устанавливаются порядок, условия, а также направления использования материнского (семейного) капитала.

Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на улучшение жилищных условий, осуществляемое путем безналичного перечисления указанных средств на приобретение (строительство) жилья либо на исполнение любых обязательств, с этим связанных (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах). При этом указанные средства могут быть использованы и на исполнение обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки; оплату услуг в сфере образования, в том числе платных образовательных услуг; услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, и оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; повышение уровня пенсионного обеспечения посредством учета средств материнского (семейного) капитала при формировании накопительной части трудовой пенсии.

Параллельно Законом решено защитить материнские деньги от инфляции: сумма капитала должна будет ежегодно пересматриваться федеральным законом о федеральном бюджете. Кроме того, материнский капитал не будет облагаться подоходным налогом.

Что же касается непосредственно семейного законодательства, то в России оно всегда отличалось определенной стабильностью.

Ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введен в действие с 1 марта 1996 года. Это четвертый Семейный кодекс в истории российского семейного законодательства; каждый из предыдущих Кодексов — 1918, 1926 и 1969 гг. — отмечал собой определенную эпоху в развитии государства и общества. Семейный кодекс РФ является основным источником регулирования семейных отношений после Конституции РФ. С принятием нового СК РФ регулирование семейно-правовых отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами. В нем закреплены основные принципы построения семейных отношений, права и обязанности членов семьи, гарантии защиты их прав и интересов.

Тем не менее нельзя отрицать, что Семейный кодекс 1996 г. сохранил преемственность норм прежнего семейного законодательства, включил в качестве закона некоторые положения, выработанные судебной практикой, в том числе разъяснения Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР. В Кодексе сохранились важнейшие институты бывшего семейного права, такие, как: действующее с 8 июля 1944 г. положение о том, что только брак, зарегистрированный в органах загса, порождает юридические последствия; существовавшее с 1918 года правило о том, что споры о детях решаются судом; применявшиеся ранее нормы о равенстве прав супругов в их общем имуществе, нажитом в период брака.

Вместе с тем Семейный кодекс РФ ввел новые нормы, в частности, главу о правах несовершеннолетних, судебный порядок установления усыновления, снял ограничение в представлении доказательств при установлении отцовства в судебном порядке, исключил исковую давность при оспаривании записи об отцовстве (материнстве).

Однако на современном этапе российское семейное законодательство характеризуется не только принятием нового Семейного кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации прямо или косвенно говорится об институтах семейного права: в частности, в статьях 7, 19, 23, 38, 39.

Одним из важнейших новшеств современного СК РФ является брачный договор. Прошли времена, когда социалистическое государство в лице месткома, парткома и общественного мнения присматривало за семьей. Сегодня государство не собирается вмешиваться в отношения супругов, но оно предлагает законы, способные предотвратить нарушения прав в семье.

В действующем Семейном кодексе указывается, что семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным. В этой части определение предмета семейного права практически не изменилось (в сравнении с ранее действовавшим Кодексом о браке и семье).

Семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В семейном законодательстве нет общего понятия семьи. Это не случайно, семья — понятие социологическое, а не правовое. Однако термины «семья» и «член семьи» часто употребляются в нормах семейного права. В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Права и обязанности возникают между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Соответствующие права и обязанности возникают при указанных в СК условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права — жилищного, права социального обеспечения и др.).

Очевидно, что семейное право никогда не регулировало все неимущественные и все имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, родителями и детьми и тем более другими членами семьи. Имущественные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи, в том числе и возникающие в семье, например, отношения собственности, всегда регулировались нормами гражданского, а не семейного права. К семейно-правовой сфере относятся лишь алиментные обязательства, существующие между этими лицами. В Семейном кодексе 1996 года это определение еще несколько сужено. В нем по-прежнему говорится об имущественных и личных неимущественных отношениях между супругами, родителями и детьми, и без всякого ограничения. Однако в отношении других членов семьи речь идет уже не о всех имущественных и личных неимущественных отношениях между ними, а только о тех из них, которые прямо предусмотрены семейным законодательством. Кроме того, семейное законодательство может устанавливать пределы, в которых данные отношения подпадают под его воздействие. В ст. 4 Семейный кодекс закрепляет важное положение о случаях и пределах применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а в ст. 6 СК РФ — норм международного права, которые имеют приоритет перед нормами национального права.

Например, семейное законодательство регулирует только некоторые аспекты опеки и попечительства, в частности отношения, возникающие в связи с воспитанием несовершеннолетних детей в семье опекуна.

Единственным способом, позволяющим определить, применимо ли в подобных случаях семейное законодательство, является выяснение того, существуют ли нормы семейного права, прямо регулирующие данные отношения. Если таких норм нет, необходимо выяснить, регулирует ли данные отношения гражданское право.

То есть в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации: ст. ст. 17 и 21 — для определения понятий семейной правоспособности и дееспособности; ст. ст. 198 — 200 и 202 — 205 — при применении исковой давности к семейным отношениям; ст. ст. 450, 451, 453 — при изменении и расторжении брачного договора; ст. ст. 169, 176 — 179 — при признании брачного договора недействительным; ст. ст. 31 — 40 — при установлении опеки и попечительства над детьми и другие.

Семейное законодательство регулирует также коллизионные семейные нормы: правовое основание для применения российского семейного законодательства, аналогичных законов иностранных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

В нормах СК РФ получили свое отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Россией, и, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.), которая была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г. Этим актом Россия подтвердила свое обязательство соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

В частности, статья 2 Конвенции устанавливает, что государства-участники обеспечивают каждому ребенку все права без дискриминации или различий. Статья 6 Конвенции утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государства обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка». Статья 5 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государство должно уважать права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ими. Данные положения регламентируются Семейным кодексом, где зафиксировано, что защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.

Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. С целью приведения государственной политики в отношении детей в России в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации принимались необходимые нормативные правовые акты.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Конституции в Российской Федерации осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В главе «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ изложены основные положения, закрепляющие права детей.

Конституция Российской Федерации предоставляет ребенку все права, предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств. Данное положение в общем виде закреплено и в Гражданском кодексе Российской Федерации, которым признаются гражданские права и обязанности в равной мере за всеми гражданами (ст. 17 ГК РФ).

Ответственность родителей за воспитание детей, провозглашенная статьей 18 Конвенции о правах ребенка, закреплена Конституцией Российской Федерации, законодательством о браке и семье, Законом «Об образовании», административным и уголовным законодательством.

СК РФ охватывает законодательной регламентацией только отношения внутри семьи, между ее членами, оставляя за пределами своего воздействия сферу взаимодействия семьи и государства по таким вопросам, как государственная помощь семье, матери и ребенку, развитие детских учреждений и т. п. Эти отношения регулируются другими отраслями законодательства, например административным, об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании.

Но издавая соответствующие законы, государство стремится, по возможности, не вмешиваться в личные, интимные отношения граждан. Оно ограничивается лишь установлением таких обязательных правил, норм, которые необходимы для того, чтобы обеспечить осуществление поставленных в области брака и семьи целей, нужных для укрепления семьи, а следовательно, и для каждого из ее членов.

В число важнейших источников семейного права помимо Кодекса входят принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы, например:

— Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», принятый 15.11.1997;

— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый 24.07.1998;

— Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый 24.06.1999.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, что закреплено и в ст. 3 СК РФ. Из этого следует, что в число источников семейного права включаются и законы субъектов Федерации. Это позволяет обеспечить наряду с единообразием общих начал семейного законодательства учет национальных особенностей, местных условий и традиций. Тем не менее принимаемые субъектами Федерации законы могут регулировать семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. В частности, по тем вопросам, которые СК РФ непосредственно относит к ведению субъектов Федерации (например, об организации и деятельности органов опеки и попечительства, об определении иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и др.).

Источниками правового регулирования семейных отношений являются также и иные нормативные правовые акты. Это прежде всего указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ определяются порядок передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.

Однако любые законы и подзаконные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие в семье отношения, не могут, естественно, предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем вопросы применения правовых норм в ряде случаев встречают затруднения.

В силу этого большое значение для правильного применения норм семейного законодательства имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых обобщается практика по делам, вытекающим из семейных отношений, хотя источниками семейного права они не являются. К ним, в частности, относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Семейное законодательство периодически обновляется: появляются новые нормы семейного права, а ранее действовавшие прекращают свое существование; вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство. Действие семейного законодательства во времени подчиняется общим правилам: новые нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и распространяются только на те отношения, которые возникают после введения в действие новых актов.

Для лучшего понимания норм действующего в настоящее время Семейного кодекса следует обратиться к истории возникновения семейного законодательства в России. Октябрьская революция 1917 года послужила началом новой эры в законотворчестве. Вскоре после нее, 18 декабря 1917 года, был принят первый Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который признал юридическую силу только за зарегистрированным браком (религиозная форма брака никаких правовых последствий не порождала). Для этого предписывалось создание специальных государственных органов — записи актов гражданского состояния (загсов). Брачный возраст устанавливался: для мужчин 18 лет, для женщин 16 лет, супруги уравнивались в правах. Этим же Декретом были уравнены в правах брачные и внебрачные дети, появилась юридическая возможность установления отцовства (в судебном порядке).

На следующий день, 19 декабря 1917 года, был принят еще один Декрет — «О расторжении брака», который предусматривал административный (в органах загса) и судебный порядок развода. Был провозглашен принцип свободы брака, нацеленный на освобождение женщин от тех брачных уз, которые им были навязаны помимо их воли (брак, заключенный по религиозным убеждениям, дискриминационным местным обычаям, по принуждению родителей, из-за материальной безысходности и т. п. причин).

В 1918 г. все нормы семейного права объединили и развили в одном акте — Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗоБСО). Помимо положений вышеуказанных Декретов, предусматривались и новые: правила о недействительности брака, раздельном режиме имущества супругов, провозглашался приоритет интересов детей, было введено алиментирование членов семьи и др. Отрицательными моментами следует назвать ориентацию Кодекса на общественное воспитание несовершеннолетних, отмену усыновления детей. В ст. 183 КЗоБСО указывалось: «С момента вступления в силу настоящего Закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей». Как объясняла автор «Введения» З. Теттенборн, сделано это было с целью избежать эксплуатации детей, которых под видом усыновления могли фактически использовать в качестве батраков в крестьянских семьях.

В результате всенародного обсуждения в 1926 г. был принят новый Семейный кодекс — Кодекс законов о браке, семье и опеке, многие позиции которого сохраняются и в наше время. Так, был установлен единый брачный возраст и для мужчин, и для женщин — 18 лет, введена общность имущества супругов (режим общей совместной собственности), восстановлено усыновление, упростился порядок установления отцовства и др. Изменился порядок расторжения брака: вместо прежних, судебного и регистрационного (административного) порядка, остался только последний, т. е. с момента введения Кодекса в действие супруги могли оформить развод только в загсе в упрощенном порядке (иногда даже в отсутствие одного из супругов).

Большим минусом в законодательном регулировании брачных отношений явилось приравнивание фактического брака к зарегистрированному. Это было введено в интересах женщин, т. к. зачастую из-за отсутствия специальности, необходимости ведения домашнего хозяйства, наличия маленьких детей они экономически еще не были равны с мужчинами. Следует отметить, что в двадцатые годы, как и сейчас, фактические браки были достаточно распространенным явлением в обществе.

Чуть позже, в 1928 г. в Кодекс было внесено дополнение, по которому в случае отказа фактического воспитателя от дальнейшего воспитания и содержания воспитанника он обязывался к алиментированию фактического воспитанника.

В целом КЗоБСО 1926 г. явился прогрессивным нормативным актом, заложившим базисные начала регулирования семейных отношений в нашей стране, в т. ч. и в современный период.

Важную роль в регулировании семейных отношений сыграло Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. (действовавшее до 1968 г.) «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах», направленное на укрепление семьи как в материальном, так и в моральном плане. Основные мероприятия, проводимые государством, указывались в самом названии акта, гласящем о многоплановости деятельности в области борьбы с несерьезным отношением к семье и браку. Постановлением определялся долевой размер алиментов на несовершеннолетних детей (не измененный и в настоящее время), усиливалась уголовная ответственность за неуплату алиментов, вводилась прогрессивная плата за разводы (за первый развод — 50 руб., за второй — 150 руб., за третий и каждый последующий развод — 300 руб.), оба разводящихся супруга должны были являться в загс.

Существенные изменения в семейное законодательство внес Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., необходимый в это военное время. Вторая мировая война, унесшая жизни 30 миллионов граждан нашей страны, обусловила принятие экстренных мер, направленных на увеличение народонаселения и охрану прав не только женщин, но и мужчин. Чтобы стимулировать рождение детей, были увеличены размеры пособий по многодетности и расширен круг женщин, имеющих право на это пособие (до Указа пособие начинали выплачивать при рождении седьмого и каждого последующего ребенка, а после его принятия — при рождении третьего и каждого последующего ребенка); введено понятие «одинокая мать» — женщина, родившая ребенка вне брака; одинокие матери получали пособие на детей, имели возможность устроить ребенка на полное государственное содержание и получить иные льготы, предусмотренные законодательством.

Из-за существования легального фактического брака, когда муж или жена погибали на фронте, да и в иных случаях их смерти, неизменно возникали проблемы, связанные с наследством, назначением другому супругу пенсии по утере кормильца, получением льгот и т. д. Возникала необходимость в упорядочении брачных отношений, что и было сделано Указом. Фактический брак больше не признавался в качестве действительного брака; фактическим супругам ст. 19 Указа предписывала оформить свои отношения в загсе (с указанием в свидетельстве о браке даты начала фактического совместного проживания). Была введена двухступенчатая процедура развода: районные (городские) народные суды лишь выясняли причины и мотивы развода, пытались примирить супругов (первая стадия), а окончательное решение мог вынести только вышестоящий суд (вторая стадия); допускались отказы в расторжении брака.

В таком виде, практически неизменно, семейное законодательство просуществовало два десятилетия. В 1968 г. (две стадии развода были упразднены чуть раньше — в 1965 г.) СССР кардинально изменил семейную политику, отразив это в первом и единственном в истории нашей страны кодифицированном общесоюзном акте — Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В последующие два года во всех союзных республиках были приняты свои кодифицированные семейно-правовые акты (кодексы).

С принятием Семейного кодекса Российской Федерации 1995 г. прежний Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС 1969 г.) был отменен, но в некоторых случаях суды и иные органы обязаны применять его положения. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 169 СК РФ заключенные до 1 марта 1996 г. (до введения в действие нового Семейного кодекса) в простой письменной форме брачные договоры (контракты) и соглашения об уплате алиментов действуют в части, не противоречащей СК РФ, т. е. их переоформления не требуется.

Согласно КоБС браки, расторгнутые в суде, прекращались только после регистрации развода в органах загса. Брак, расторгнутый до 1 мая 1996 г., и сейчас считается прекращенным с даты такой регистрации (п. 3 ст. 169 СК РФ), а не с момента вступления решения суда в законную силу.

В отношении установления отцовства разъяснение дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов». При судебном установлении отцовства в отношении детей, родившихся до 1 марта 1996 г., по-прежнему применяется КоБС: доказательством отцовства являются обстоятельства, указанные в ст. 48 этого Кодекса.

Часть положений Кодекса о браке и семье продолжала действовать определенное время и после принятия СК РФ. Так, до 27 сентября 1996 г. (до введения в действие главы 29.1 ГПК РСФСР) действовал административный порядок усыновления детей, предусмотренный ст. 98 КоБС. А раздел IV КоБС («Акты гражданского состояния») действовал вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (до 20 ноября 1997 г.). 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ

Оглавление | Читать дальше


© 2009-2024 Ваш юрист
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru